История Агентства по оценке знаний и компетенций

Постановление первого  Президента Республики Узбекистан №ПП- 361 от 11 марта 1992 года «О совершенствовании приёма на дневные отделения высших образовательных учреждений республики» положило начало реформам  в сфере отбора наиболее талантливой молодёжи в высшие образовательные учреждения.

Сначала в качестве эксперимента тестовые испытания были проведены в 6 высших учебных заведениях.

В соответствии с Постановлением первого Президента Республики Узбекистан было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 181 от 9 апреля 1992 года «Об организации и проведении в качестве эксперимента приёма на дневные отделения высших образовательных учреждений Республики Узбекистан». В данном постановлении была определена необходимость организации и проведения в качестве эксперимента приёма на дневные отделения высших образовательных учреждений и 15 апреля 1992 года при  Кабинете Министров Республики  Узбекистан был создан Республиканский центр по отбору абитуриентов на дневные отделения высших учекбных заведений. На центр были возложены такие  функции, как осуществление единой государственной политики в области отбора абитуриентов, выработка критериев для поступающих в высшие образовательные учреждения, разработка тестовых технологий, правил приёма, методов отбора наиболее талантливой молодёжи.

В 1993 году тестовые испытания были проведены в 19 из 46 высших образовательных заведений.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №258 от 14 мая 1994 года «О создании Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан» Республиканский центр по отбору абитуриентов на дневные отделения высших учебных заведений был преобразован в Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

На Государственный центр тестирования была возложена функция организации и проведения тестовых испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения.

Начиная с 1994 года был внедрен тестовый метод для оценки знаний при отборе абитуриентов в высшие учебные заведения.

В 1994 году отбор абитуриентов в средние специальные учебные заведения на основе результатов тестовых испытаний был проведен в некоторых средних специальных учебных заведениях, начиная с 1995 года – независимо от ведомственной принадлежности, тестовый метод приёма абитуриентов был использован во всех средних специальных учебных заведениях.

17 июля 2017 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан».

Тестовая система началась с двухвариантной модели и ограниченным банком тестовых материалов.

В 1992 году тесты были в 2-х вариантах (А,В) по 50 вопросов по родному языку, математике, общественным наукам – истории и географии, естественным наукам – физике и химии, иностранным языкам.

В 1993-1994 годах тесты были в 2-х вариантах на дневные и вечерние отделения по родному языку, математике, общественным дисциплинам – истории и географии, иностранным языкам 48 вопросов, естественным наукам – физике, географии, химии 72 вопроса.

В 1995 года была использована 3-х вариантная система (А, В, С) по родному языку, математике, физике, химии, биологии, истории, географии, иностранным языкам, узбекскому языку, русскому языку по 36 вопросов. Использование ограниченного количества вариантов с малым количеством тестовых заданий не позволяло с должной степенью объективностью оценить уровень знаний, вызывало трудности с обеспечением конфиденциальности.

С 2009 года стали использоваться 80 книг вопросов одного типа по 30 вариантов.

С 2010 года стала использоваться многовариантаная система тестирования с индивидуальным вариантов для каждого абитуриента.

В целях претворения в жизнь Постановлений и Указов Президента Республики Узбекистан, Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан проводятся следующие тестовые испытания:

  1. Тестовые испытания при поступлении на направления бакалавриата высших образовательных учреждений;

  2. Тестовые испытания для определения боевой и духовно-просветительской подготовки военнослужащих, проходящих срочную военную службу;

  3. Тестовые испытания на определение уровня владения иностранным языком;

  4. Тестовые испытания, проводимые для определения уровня знаний по общеобразовательным предметам и выдачи сертификата;

  5. Организация тестирования на признание документов об образовании, полученных в иностранном государстве;

  6. Тестовые испытания по иностранному языку, для второго этапа по программам совместного обучения в государственных высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан;

  7. Тестовые испытания для (старших) инспекторов по профилактике органов внутренних дел;

  8. Сертификационные испытания специалистов в области градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;

  9. Тестовые испытания по определению уровня владения государственным языком руководящих кадров и лиц, назначаемых на ответственные должности;

  10. Тестовые испытания для выпускников Академического лицея на определение уровня владения иностранным языком;

  11. Специальный психологический отбор и письменный экзамен (диктант) при поступлении на направление бакалавриата правоохранительной академии Республики Узбекистан;

  12. Тестовые испытания по приему на направления бакалавриата Военно-медицинской академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан;

  13. Тестовые испытания по приему в Военный институт информационных и коммуникационных технологий и связи;

  14. Тестовые испытания для поступлении в академические лицеи;

  15. Тестовые испытания по переводу обучения из зарубежных и негосударственных образовательных организаций в государственные высшие образовательные учреждения;

  16. Вступительные испытания при поступлении в профессиональные учебные заведения;

  17. Тестовые испытания на грант Президента Республики Узбекистан;

  18. Тестовые испытания кандидатов на государственные стипендии Президента Республики Узбекистан;