Относительно мнениий, высказанных общественностью по проекту постановления правительства о внедрении системы учета среднего показателя оценок выпускников на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения

23-02-2021 | 4228

Граждане высказывают множество различных мнений по проекту постановления правительства о введении порядка учета на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения аттестата выпускников об общем, среднем, средне-специальном и начальном профессиональном образовании и среднего показателя оценок по общеобразовательным предметам в приложении к диплому.

Поэтому оценка влияния данного проекта постановления на качество образования в общеобразовательных учреждениях общего, среднего специального и начального профессионального образования в результате внедрения его в практику, а также на поступление выпускников в высшие образовательные учреждения требуют определенного анализа.

Следует отметить, что в последние годы в нашей стране проводится системная работа по повышению качества и эффективности системы образования, формированию современных знаний и навыков у учащихся и студентов образовательных учреждений, обеспечению тесного сотрудничества и интеграции между видами образования и сферой науки, преемственностью и непрерывностью образования.

Осуществляются последовательные меры по модернизации существующего состояния национальной системы образования на основе современных требований, воспитанию молодежи обладающей высоким уровнем знаний и просвещения, физически и духовно компетентными людьми, повышению авторитета руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, созданию необходимых условий для их эффективной деятельности.

В качестве одной из мер является принятие соответствующего Указа Президента Республики Узбекистан, согласно которому с 2022/2023 учебного года в аттестат (приложение к диплому) выпускников общеобразовательных учреждений среднего, среднего специального и начального профессионального образования в обязательном порядке будет включаться средний показатель оценки за последние 6 лет 11-летнего образования, и этот критерий будет учитываться при вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.

Проект постановления правительства, направленный на внедрение данного порядка, разработан Государственным центром тестирования совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством народного образования и обсужден с общественностью.

Согласно действующему регламенту, студенты принимаются в высшие образовательные учреждения на основе сдачи экзаменов по трем, четырем или пяти обязательным предметам в зависимости от выбранного направления обучения. При этом усвоение учащимися только предметов вступительных тестовых испытаний приводит к тому, что уровень усвоения остается низким по другим предметам, что приводит, в конечном итоге, к снижению общего уровня знаний по другим предметам.

На данном этапе возникает вопрос: «Должны ли учащиеся изучать все предметы?» В государственном образовательном стандарте общего среднего образования указано, что учащиеся должны выполнять установленные минимальные требования по всем предметам, включенным в учебный план, при этом какой-либо предмет не классифицируется как необходимый, а другой - как ненужный. Проще говоря, необходимо освоить все предметы, включенные в учебный план. На основе знаний и умений, полученных в рамках предметов, преподаваемых в течение школьного периода, учащийся может выбрать профессию или вид деятельности, которые он может приобрести в будущем, и продолжить обучение или деятельность в выбранном им направлении и стать активным членом общества, что является важным фактором современности.

Учет среднего значения оценок по общеобразовательным предметам на вступительных экзаменах в учреждения высшего образования имеет ряд преимуществ, а именно:

  • понимание того, что в соответствии с государственным образовательным стандартом учащиеся должны выполнять минимальные требования по всем предметам, включенным в учебный план;
  • повышение интереса учащихся ко всем предметам и внимания к овладению ими;
  • повышение ответственности и внимания родителей к получению ребенком образования;
  •  тот факт, что оценки не остаются только в аттестате, повышают требование и интерес к преподавателям;
  • внедрение электронного информационного портала, основанного на информационно-коммуникационных технологиях, прозрачность выставляемых учащимся оценок и определение среднего показателя с высокой точностью рейтинга абитуриентов при поступлении в высшие образовательные учреждения;
  • при поступлении в учреждения высшего образования между поступающими создаются возможности для изменения подходов, основанных исключительно на принципе «подготовки к тестированию», предотвращения концентрации в руках одной организации задачи фиксации результатов тестовых испытаний, важных для поступающих.

Опираясь на анализ опыта развитых стран, в частности США, Великобритании, Германии, Японии, Австралии, России, Беларуси, Турции, можно увидеть, что в этих государствах налажена практика учета полученных оценок учащихся при поступлении в высшие образовательные учреждения.

Например, в России и странах Европы выпускников образовательных учреждений среднего звена оценивают по 5-балльной системе, в США-по 4-х балльной. Большинство образовательных учреждений в этих штатах требуют аттестат или средний балл (GPA) при поступлении в бакалавриат и аспирантуру. Для поступления в престижные высшие образовательные учреждения, такие, например, как Калифорнийский университет, устанавливается минимальное требование к среднему баллу аттестата.

В Великобритании, Германии и Австралии также установлены требования к оценкам по отдельным предметам в аттестате для поступления в престижные высшие образовательные учреждения, и абитуриенты, чьи оценки соответствуют этим требованиям, могут быть приняты в высшие образовательные учреждения даже без вступительных экзаменов. Положительным моментом этого является то, что абитуриент уже во время обучения в школе осознает требования к поступлению в выбранное им высшее образовательное учреждение и целенаправленно получает образование. С другой стороны, если абитуриент не сможет набрать требуемые баллы в выбранном образовательном учреждении, это лишит его возможности учиться по данному направлению.

В России при отборе абитуриентов учитываются не показатели оценок, полученных в школе, а баллы от 1 до 6 выпускникам, получившим аттестат с отличием.

В японских вузах действует дифференцированная система учета знаний абитуриентов, и в каждом высшем образовательном учреждении свои процедуры. В некоторых университетах баллы абитуриента в аттестате учитываются после тестов, проведенных Национальной организацией тестирования. Некоторые престижные университеты вводят дополнительные тесты.

В Беларусии и Турции к баллам, набранным на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения, прибавляется средний показатель оценок в аттестате выпускника. Положительной стороной этого является то, что абитуриент старается получить качественное образование по всем предметам на основе образовательных стандартов, заложенных в системе с момента обучения в школе. При этом на втором этапе вступительного экзамена в Турции абитуриенты, выполнившие тестовые задания по нескольким дополнительным предметам, получат возможность поступить в вузы по различным направлениям. Недостатком этого является то, что средний балл аттестата формируется по всем общеобразовательным предметам, в то время как у абитуриента, не получившего в свое время хорошего образования по таким предметам, как физкультура, музыка, труд, изобразительное искусство, оценки в аттестате будут ниже среднего.

По мере того, как нами предпринимаются решительные шаги, чтобы занять место среди развитых демократических стран, возникает необходимость изучения передового зарубежного опыта и постепенного внедрения его в сферу образования с учетом нашего национального менталитета.

Авторы комментариев к проекту также высказали мнение, что новая предлагаемая система может привести к коррупционным последствиям.

Такое зло, как коррупция, охватило человечество настолько, что ни одно государство или общество не могло полностью избавиться от него на протяжении веков. Только в результате принятых мер по его предупреждению коррупция была сведена к минимуму.

Важное значение в борьбе с коррупцией имеют активная гражданская позиция, правосознание и культура граждан, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в различных сферах и установление общественного контроля.

Следует отметить, что согласно предлагаемому проекту министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся образовательные организации, будет внедрена электронная платформа, отражающая оценки своих выпускников за последние 6 лет. Это ограничивает возможности учащихся изменять свои оценки с помощью человеческого фактора. При этом предоставление учителю возможности подтверждения выставленных средних показателей служит установлению общественного контроля.

Кроме того, на основании Постановления Президента Республики Узбекистан Государственным центром тестирования и Министерством народного образования совместно с другими министерствами и ведомствами был разработан проект нормативно-правового акта по унификации итоговой государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения и внедрению единого экзамена, который 24 июля 2020 года был размещен на портале обсуждения нормативно-правовых актов. В настоящее время ведется работа по совершенствованию проекта данного постановления с учетом предложений общественности.

Унификация итоговой государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения и введение единого экзамена также резко повысят ответственность преподавателей, а также обеспечат равенство оценок, выставляемых в образовательных учреждениях.

Но в то же время уместны мнения о том, что оценки в школе и баллы на вступительных экзаменах несопоставимы между собой. В настоящее время мы все знаем, что в школах не хватает специалистов по педагогическим измерениям. Этот вопрос, как сам по себе, так и с данного момента, привел к тому, что широкая общественность высказала свое мнение об обеспечении объективности оценок в школе.

Поэтому для обеспечения справедливости и прозрачности при поступлении абитуриентов в высшие образовательные учреждения недостаточно ввести только процедуру рассмотрения оценок последних лет, необходим комплексный подход и реализация действенных мер в данном направлении.

В частности, необходимо внедрять современные методы и принципы педагогических измерений при проверке знаний учащихся в процессе тестовых испытаний, то есть оценивать не только то, что учащиеся запоминают информацию, полученную ими в школьный период, но и их мышление, навыки применения полученных знаний в жизненных ситуациях, что приобретает сегодня первостепенное значение. Это, в свою очередь, создает потребность в квалифицированных и опытных специалистах.

Можно привести примеры реформ, проводимых в сфере образования в нашей республике. В частности, введение подготовки специалистов по специальности магистратуры «Тестология и педагогические измерения» в Ташкентском государственном педагогическом университете, организация Научного учебно-практического центра при Государственном центре тестирования, проведение учебных курсов по тестологии и педагогическим измерениям, создание Национального центра оценки качества образования при Государственной инспекции по надзору за качеством образования.

Все вышеперечисленные широкомасштабные и комплексные меры направлены на повышение уровня жизни и благосостояния населения, внедрение справедливых и прозрачных мер в системе образования.

 

Государственная инспекция по надзору за качеством образования,
Государственный центр тестирования